Я смотрю, что разговор из плоскости обвинения вендоров в распилах
денег перешел в плоскость обучения их ведению бизнеса :)

Ну что ж, комментарии ниже:

> Я вот смотрю сейчас на полку, где лежат лицензионные диски UBUNTU и
> kUBUNTU, которые я получил по почте. Из Африки. БЕСПЛАТНО.

Похоже, если что-то бесплатно, по вашему это не связано с бизнесом?
Эти диски не бесплатны. За них заплатил венчурный фонд или Марк
Шаттлворт лично.
То что Вы получили диски бесплатно, означает лишь что момент получения
доходов, в том числе и от Вас, отнесен на некоторый момент.

Приведу пример из другой области - покупка недвижимости. Самый простой
способ - берете мешок денег и покупаете жилье.
Способ посложнее - мешка денег нет, но есть высокая зарплата и
уверенность в завтрашнем дне, берете ипотеку и платите 10-20-50 лет за
кредит.
Но бывают и другие способы - и денег нет и зарплаты, но вы надеетесь,
что за счет инфляции или роста своих доходов вы сможете через пару лет
выплачивать таки ипотеку... и берете кредит в котором первые 2 года
вообще нет платежей.

Ubuntu - это бизнес. Там нет классической продажи лицензий, там нужно
(особенно заметно в сфере продажи ОС) отгрызать свой кусочек чтобы
влезть к покупателю, и поэтому там и раздают диски бесплатно. У них
толстая подушка венчурного капитала, и они хотят в данный момент
пытаются отхватить долю рынка, а зарабатывать - это можно и когда-
нибудь потом.
И если Вы думаете, что целью компании, производящей Убунта является
удовлетворение каких либо иных потребностей, кроме получения денег, то
Вы ошибаетесь. Даже если конкретный продукт бесплатен.

> Предварительно заполнив анкету на сайте производителя. Который прислал
> эти диски за СВОЙ счет.

Молодцы, тратят маркетинговый бюджет. Причем эффективно - вот Вы
сейчас пишете о проекте Убунта, продвигаете ее в этой конфе
эффективнее десятка маркетологов, я уверен человек 20 ашли на их сайта
и пара-тройка скачали. Это несомненное достоинство компаний с
бесплатными проектами - получение клиентов через запуск "сарафанного
радио" у них происходит гораздо  легче и быстрее, чем у коммерческих
вендоров, но вот с конвертацией пользователей в деньги гораздо
сложнее: Гугль является рекламным агенством, остальные вендоры либо
продают саппорт, либо пытаются продавать пользовательскую базу, либо
растят проект "на убой" конкурентам...

> Что далеко не мешает компании UBUNTU иметь один из самых высоких
> коэффициентов роста (капитализации) компании в мире, исчисляющийся не
> процентами, а разами. Далеко впереди Microsoft и иже с ними.

Я вчера своему сыну дал 100 рублей, у него уже было 10. Рост
капитализации на 1000% процентов.

> Лицензию я читал, UBUNTU прямой потомок DEBIAN, известного своей
> принципиальностью в лицензионной чистоте. Либо OpenSource в исходниках
> и "как есть", либо не включаем в дистрибутив. И никаких "если" и "при
> условии". Основатель компании, Марк Ричард Шаттлворт, - известен еще
> также, как второй в истории человечества космический турист.

Есть и такой вид опен-сорс бизнеса - "паровоз". Продукт-паровоз
бесплатен, проезд на нем бесплатно, деньги берем за напитки, при
большом количестве пассажиров работает закон больших чисел, что денег
за продажу выпивки хватает и на топливо. Или есть надежда что будет
хватать. Или везем туда где они все раскошелятся... вариантов много.

Но кто сказал, что эта бизнес-модель идеальна и подходит всем?

> Дима, а Вы были в космосе ?

Не очень понятная эскапада. Ну привлек человек венчурный капитал под
проект, вкладывается сам, если наберет достаточное денег, потом
продаст его и опять полетит в космос. Молодец, искренне завидую, тоже
так хочу. Но он бизнесмен, а не мать Тереза (она умерла, если кто не в
курсе). Или это намек, что этот человек настолько крут, что не может
ошибаться?

> Вы только поймите меня правильно, я далеко не ратую за, чтобы Borland
> или мелкомягкие отдавали свой софт бесплатно, сам имею лицензионную
> Делфи "семерку" - и мне абсолютно не жалко потраченных денег, более
> того - я заплатил их с чувством благодарности Borland-у за это
> продукт.

Вы прежде всего не понимаете сущности ИТ бизнеса, связанного с open
source.
Я понимаю, что радость от того, что в данный момент Вы получаете
хороший продукт бесплатно да еще из Африки, затмевает разум и мешает
мыслить, но все же проведите мысленный эксперимент:
Представьте, что Вы сами разработали некий продукт, который пользуется
растущей популярностью, затем наняли еще программистов, чтобы продукт
развивать, заработали денег и встали на распутье - как зарабатывать
деньги на этом продукте? Самый простой и понятный вариант - продавать
лицензии. Если же продукт массовый, вы можете платить программистам
3-4 года, то можно попытаться сделать бесконечный триал или
демпинговать, чтобы завоевать максимальное количество пользователей и
затем конвертировать их в покупателей. Если у вашего продукта есть еще
и очень сильные конкуренты, то, возможно, даже стоит раздавать продукт
бесплатно, чтобы побольнее укусить конкурента и в итоге тому дешевле
будет купить Ваш бизнес чтобы просто убить его (почитайте в гуле на
тему InnoDB+Oracle). Или перекупить Ваших пользователей.

Вы в курсе что приобрести нового клиента, не знакомого с продуктом, в
5 раз дороже, чем конвертировать в покупателя существующего (пусть не
заплатившего ничего, но знающего Ваш бренд)?

НО РАЗУМНО ли будет предположить, что Вы (лично Вы) будете раздавать
свой продукт без всякой задней мысли? В качестве 100%-ной
благотворительности?

Есть только один вариант, когда это возможно - когда Вы становитесь
гуру и зарабатываете известность, моральный капитал... и Вас зовут
Ричард Столлман или Линус Торвальдс. Ваши книги покупают, приглашают
на лекции и конференции... Понимаете, о чем я? это тоже связано с
деньгами, только они не пришли не от продажи лицензий.

Сейчас мы видим трудное становление, большое количество бизнес-
экспериментов, связанных с open-source проектами. Благодаря реальной
массовости компьютеризации в последние годы стало возможно
экспериментировать, так как пользователей действительно много. Но
утверждать, что данное явление станет мейнстримом в ИТ-бизнесе,
достаточно сложно - скорее оно займет определенную нишу.

В данный момент очень сложная ситуация с Firebird. Сложная лицензия и
множество небольших заинтересованных субъектов вокруг проекта - все
это не позволяет организовать классическую паровозную модель, так как
требуется слишком много согласований и гораздо больше понимания и
доверия, чем сейчас. Возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится
к лучшему.

> Я о другом - о свободе, о свободе выбора.
>
> Вот Вам Дмитрий понравилась бы ситуация, когда например покупая в
> магазине колбасу торговой марки "Делфин7" Вам выдали бы копченую рыбу
> торговой марки "Делфин11" и сказали: колбаса "Делфин7" больше не
> поддерживается производителем, нате Вам копченую рыбу "Делфин11".
> Может рыба и хорошего качества, вкусная - никаких претензий, но Вы
> ведь хотели колбасу.

Не ходите в такие магазины.

> И я тоже хочу при покупке ноутбука иметь свободу выбора: покупать или
> не покупать бракованные комплектующие. В частности - Windows Vista.
> Да, по закону "О защите прав потребителей" в Украине вернуть ОС после
> покупке ноутбука можно, там много чего по этому закону можно, но
> практических и работающих механизмов нет. А позиция продавца простая:
> "либо покупаете как есть, либо не берите". Только я не хочу покупать

Вы можете получить деньги назад. Не знаю, как на Украине, а в России
были прецеденты, когда людям возвращали деньги за ОЕМ ОС по заявлению
в комитет защиты прав потребителей.

> Vista, мне этих денег хватит купить нормальную XP и еще на
> OutpostFirewall с соседней полки останется. Можно, конечно, посудится

ОЕМ ОС стоит ~35 долларов.

> с продавцом там с годик, только мне это не надо. Я лучше куплю
> китайский ноутбук MSI или "Версия" безо всяких заморочек.

Это Ваш личный выбор. Можно и гаишнику взятку предлагать, зачем
заморочки cо штрафами и сберкассами?

> Я считаю, что Windows2000/XP очень хорошая, устойчивая и безопасная ОС
> (при нормальной настройке для работы), и легализировать копии этой ОС,
> стоящие в областных/городских/поселковых советах или школах, нужно. Но
> также считаю, что там же (в советах) нужно установить ОткрытыйОфис
> вместо подекли под названием МелкомягкийОфис, предлагающий отправить
> отчет об ошибке каждые 10 минут. А деньги, сэкономленные от покупки

Вот тут Ваше мнение никого не интересует.
Вы украли автомобиль Таврия, пользуетесь им 10 лет, и к Вам приходят
милиционеры и предлагают не в тюрьму садиться, а всего лишь заплатить
(да еще с 99% скидкой) за этот автомобиль, а Вы им и говорите - Таврия
эта отстой, не ездит совсем, я лучше возьму другую машину, мне ее
бесплатно топливная компания отдает, за то что я буду ее бензином
заправляться.

> этой поделки по необоснованно завышенной цене, лучше пустить на
> развитие отрасли и количества специалистов: финансирование проведения
> курсов повышения квалификации пользователей этих самых гос.структур,

Баллотируйтесь в президенты.

> чтобы никому в голову не могло прийти спросить у гос.чиновника "как
> пропатчить KDE под FreeBSD". Но моей идее не суждено сбыться:
> OpenOffice бесплатен и никому не "откатывается".

Откатывается ВСЕ - и это никак не связано с типом лицензий. Это
проблема коррупции в государстве, понимаете?

> Я считаю, что я не вправе ограничивать своих клиентов в выборе ОС, для
> чего имею две версии своего ПО: для Windows и для LINUX, выглядящее и
> работающее абсолютно одинаково. И не потому, что я "идейный", а
> потому, что я маленький не могу себе позволить упустить клиента из-за
> другой ОС.

Вот-вот, правильно - вы не хотите упустить клиента, а выбор тут НЕ
ПРИЧЕМ. Если бы у Вас был уникальный продукт, не имеющий никаких
аналогов, например, медицинский программно-аппаратный комплекс для
лечения рака, Вы бы стали заниматься его портированием под разные ОС?

> Не нужна мне Delphi-11, пока ее код не собирается под
> Kylix. А если производители "забили" на продукт или прекратили
> поддержку, то хоть оставьте возможность просто купить лицензию на него
> на свой страх и риск. Вам даже диск высылать не надо, у меня уже есть
> пиратский.

Подошли к конкретике. В старых продуктах Borland, в т.ч. и Кайликс,
используются лицензированные у других производителей библиотеки (они
не "бесплатные", понимаете?), и срок лицензионных договоров
закончился. Поэтому они отсутствуют в продаже, иначе это было бы
нелицензионным использованием.

> И Firebird я использую не потому, что он бесплатный, а потому, что
> выбор кроссплатформенных SQL-серверов органичен: Oracle - с которым у
> меня не сложилось, Interbase - с устаревшим функционалом (отсутствием
> EXECUTE STATEMENT\BLOCK), Firebird и PostgreSQL. MySQL - это СУБД, но
> не SQL-сервер, возможно он им станет в версии 6.0, но пока там
> "транзитивностью-многоверсионностью-изолированностью" и не пахнет. Вот
> так и живем: "жарптица" и "слоник".

Насчет устаревшего функционала комментировать не буду.

> Считайте мой пост обращением к Вам и к Алексею Ковязину, как к
> торговому представителю и официальному представителю Borland на
> просторах xUSSR. Если топ менеджмент этой компании не хочет слышать

Ну вот, коммивояжером обозвали. Я не торговый представитель, я
технический специалист. И вообще представительство Borland не
занимается продажами - все продают партнеры.

> своих потребителей, то может хоть через Вас дойдет до этих придурков:
> НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЖЕРТВОВАТЬ ОБРАТНОЙ СОВМЕСТИМОСТЬЮ ! Это классика

Вы только что обозвали придурками большую половину ИТ-индустрии,
включая разработчиков Firebird.
И еще - никогда не говорите "НИКОГДА".

> менеджемента ИТ, в конце-концов Джоэла Спольски пусть почитают. Та же
> Microsoft не завоевала бы рынок своим Excel, если бы не реализовала
> совместимость с Lotus-123.

Мммм. А Висту Вы видели? Шедевр совместимости.

>Borland давно уже роет себе яму и сейчас у
> этой ямы уже достаточная глубина, чтобы можно было там Borland
> похоронить.

Хочу искренне посоветовать и Вам, и всем читающим эту переписку, не
представлять себя большими специалистами по ИТ-бизнесу. Я с
удовольствием поговорил бы на эту тему с опытным человеком (желательно
владельцем Убунту), но, поверьте, слышать рассуждения о том, что и как
надо делать большому ИТ-бизнесу (будь то Борланд или Микрософт) уже
просто скучно, сразу вспоминается "если Вы такой умный, то почему
такой бедный". Если есть конкретные рецепты, как заработать
300-500-900 миллионов долларов, не пишите в конференцию, идите и
зарабатывайте.

С уважением,
Алексей Ковязин

Ответить