Приветствую всех.
> 6 раз пробовал.
>                                                              команда:
>                                                       sudo update-locale
> LANG=ru_RU.UTF-8 LANGUAGE=ru_RU:en
> вывод:
> ~

> огромная просьба помочь справиться с этим чрезвычайно странным явлением.

Ситуацию воспроизвести не удалось.
Вы можете попробовать напрямую отредактировать файл
/etc/default/locale
Предположительно, у вас там будут строки
LANG=en_GB.UTF-8"
LANGUAGE="en_GB:en"
Надо заменить en_GB на ru_RU.

Однако я забыл, что  в Vinux это может не оказать влияния на язык интерфейса.
Надо сделать следующее:
отредактировать файл (если он существует)
~/.config/user-dirs.locale
Заменить в нем en_GB на ru_RU

отредактировать файл
~/.dmrc
Заменить en_GB на ru_RU

Перезагрузить GNOME комбинацией Control+Alt+BackSpace.
Появится диалог входа в систему (он озвучивается). Надо ввести имя и пароль
(если в системе только один пользователь, то его имя будет стоять по умолчанию).
Система загрузится без речевого сопровождения. Нажмите Control+Alt+ латинское
O, чтобы запустить Orca.
Вы должны получить русский интерфейс.

    Успехов. Анатолий.