On Tue, 25 Jul 2000, Aleksey Novodvorsky wrote:

  Добрый день, Алексей, еще раз.

> Влад, добрый день!

> Мне об этом не известно.

  Есть несколько проектов - например festival (хотя там sun была не одна). Про
другие я тоже не знаю - но уверен что их будет не один десяток.

> Это сложно проверить, но я буду настивать на своем. Хотя бы потому, что все
> мои знакомые разработчики под
> GPL (их не так уж мало) ииеют совершенно другую мотивацию.

  Уверен, от того, что они достаточно хорошо материально обеспечены.

> Не судите ли Вы, исходя из своей мотивации, распространяя ее на всех?
> Хиппи и яппи всегда были и будут.

   Возможно.

> Вы писали об оптимальности _движения_, на это я и среагировал.

  По-моему тут должно быть ясно, что движение в первую очередь порождает софт.

> Ни то, ни другое. Это проект, который удовлетворит личные амбиции автора.
> Свободный софт -- авторский
> софт. Ученый, в большинстве случаев, удовлетворяет личные амбиции (не
> материальные!). Здесь -- то же самое
> или похоже.
> Кто такой программист? Творец или высокооплачиваемый служащий? Каждый решает
> для себя. Точно так же, как и
> художник: некоторые работают только на заказ, некоторые -- только для
> вечности (и для увековечивания
> своего имени), некоторые -- сочетают то и другое (не всегда удачно).
> Люди действительно бывают очень разные.

  В принципе согласен, но практика индустрии показывает, что умные
(профессиональные) программисты люди основывают фирмы, пишут коммерческий софт
и получают деньги. А те кто учатся новому для них API создают на нем
программы и пускают под GPL.

> Ну почему Вы _так_ думаете о людях, мотивация которых Вам чужда?
> Контрпримеров так много, что и гвоорить
> об этом странно. Скажу о своей команде. Я _никогда_ не возьму на работу того,
> кого сейчас принято называть

   Я сужу по качеству софта.

> "профессионалом", то есть человека, который за деньги хорошо делает указанную
> ему часть работы. Мне нужны
> -- творцы.И -- единомышленники. А профессионализма у них не меньше.

 Творцы не будут писать документацию для пользователя или делать перевод
каталога сообщений на русский язык.
 Дай Бог вам удачи в вашей деятельности.

> В таких случаях всегда думаешь: к какой категории отнести себя? Если я --
> глупый, то Вы вряд ли стали бы
> тратить время на переписку со мной (иначе попали бы в ту же категорию).
> Не богатый -- это уж точно.
> Ленивый? Видимо так, мог бы сделать и больше...
> И все же мне кажется, что у Вас очень специфический (или узкий?) круг
> общения. Среди моих знакомых людей с
> мировоззрением Вашего типа не так уж много. А последнее вермя -- все меньше,
> -- люди отдыхают от всеобщей
> коммерциализации 90-х (к которой я отношусь как к очень важному и, в целом,
> [...]

  Все что я могу сказать - наверно люди, которые отдыхают от коммерциализиции,
достигли желаемого ими материального достатка.

> Вы хотите сказать, что качество коммерческого софта выше? Спорить здесь
> бесполезно.

  Трактую последнее предложение как заявление что фришный софт качественнее.
  Хорошо, привидите мне пример софта для рабочего места сталевара или фришный
софт для расчета давления в канализационной сети. Или софт для системы
навигации самолета boeing-747. Или высокопроизводительный проигрыватель mpeg
-video (быстрый как в винде). Или качественную систему распознавания текста.
Как видите, это специфичные области, в большинстве случаев наукоемкие.

> И много Столлмен с них наполучал?

  Я имел в виду либо получение денег автором GPL библиотеки.
  Raph Levien и некоторые другие - получат много - см. ниже.

> Вопрос в другом: для чего его пишут?

 Для уволетворения потребности пользователя (с точки зрения пользователя) и
для удовлетворения потребности разработчика и, возможно, пользователей (с
точки зрения разработчика).

> Во-первых, мы не говорили не только о пользовательском софте. Во-вторых,
> паритет будет и в некоторых
> пользовательских областях -- вернемся к этому через год-полтора.

  Искренне хотелось бы надеятся, что год-полтора хватит (я же им сам
пользуюсь).

> Да к тому, что это противоречит тому, о чем Вы пишете.

  По-моему, это уже из области философии. Да, две модели/взгляда. Я
противоречия своим словам не вижу.

> Мне это просто не понять. Извините. Я не случайно  отослал Вас к Манифесту
> GNU, предвидя подобный ответ.
> Почитайте. Там есть и об этом. Но если Вы сомневаетесь в искренности автора,
> то и читать, и спорить --
> бесполезно.

 Если вы про искренность RMS - я в нее верю. Не совсем верю в теорию. Если
человек говорит искренне, то это не значит, что то, что он говорит, правильно.

> Так коммерческий же -- лучше? Или нет? Кстати, о терминах. GPL-софт -- вообще
> говоря, может быть
> коммерческим.

  Да, коммерческий софт в большинстве случаев качественнее, если дело идет о
наукоемких областях (как обработка сигналов, распознавание образов/речи и
пр.). В не-наукоемких областях широкого профиля (такая, как серверы ftp) сам
фришный софт может быть лучше (по дизайну, возможностям).

>[...]
>
> Это моя вина, я сделал это неумышленно.

 ОК.

> Если Вы укажете на прецеденты покупки, -- буду признателен.

  Raph Levien по-моему в этом деле лидер. Он автор libart (слава богу, есть
урезанная lgpl версия) и gnome-print  (Icaza - соавтор) (только gpl). Он прямо
указывает на возможность лицензирования на своей станичке, посвященной libart.
Если хотите, можете ему написать письмо и спросить про цену.

  Относительно guppi - у меня переписка сохранилась с автором последнего
guppi (этих guppi было 3) - James Henstridge. Он предлагал купить лицензию на
guppi или отчислять процент от прибыли за использование guppi в коммерческом
софте (guppi - под gpl).

> Мне кажется, что Вы немного путаетесь, пытаясь совместить простую
> материалистическую (почти марксисткую по
> сути) картину мира с новыми реалиями, которые активно используете. У Вас
> возникает естественный вопрос:
> кто эти люди, написавшие столько софта, что ими двигает? Естественно
> примерить на себя их шкуру. Но шкура
> эта на Вас (по крайней мере на Вас такого, каким Вы себя представляете в
> письмах) -- не лезет. Попробуйте
> все же поверить в наличие других мотиваций. Если удастся -- мир покажется Вам
> лучше. И уж точно --
> осмысленней.

  Спасибо за такие личные рекомендации. Меня просто достало такое низкое
качество GPLed софта.

> Rgrds, AEN

 Best regards,
  -Vlad