Если dpkg-reconfigure, то да, всё будем само, причём сразу, безо всяких
перезагрузок. Если это не так - reportbug.

Если руками - то один раз запустить или остановить придётся вручную. Но вам
гарантируется, что система это запомнит и сохранит через апгрейды. Если не
сохранит - это RC баг.

> Вдогонку. А соответсвующие файлы из /etc/defaults используются уже
> внутри самого скрипта сервиса. А если он не запускается, то в содержимое
> /etc/defaults можно хоть всю «Войну и мир» загнать, -- никто читать не
> будет. Вообще, включение/выключение через /etc/defaults -- это какой-то
> не очень понятный второй уровень управления.

Исторически в debian всегда был принци "не нужен сервис - не ставь пакет".
Качество пакетной системы вполне позхволяло и позволяет это делать.