On Sat, 06 Feb 2010 14:10:35 +0000
James Brown wrote:

JB> Разве честно, когда одни имеют больше других?!

Для Вас, видимо, честно, когда лодырь-алкоголик имеет ровно столько же,
сколько честный и трезвый трудяга?

JB> том количестве виски и рома, к которому я привык.

Эта фраза многое объясняет.

JB> Свобода - это когда ты на всем готовом думаешь, чтобы такое
JB> гениальное сотворить.

И эта -- тоже.

JB> А при
JB> царе весь народ был нищ и оборван. Жили в избах, спали на лавках,
JB> ходили в лаптях и валенках, ели всей семьей из одной миски как
JB> свиньи суп из голой капусты - это крестьяне, а рабочие жили и того
JB> хуже, в рабочих казармах.

James, Вы помните, что Вам завещал Ваш Ленин? Учиться, учиться, учиться
и учиться... Похоже, Вы этим явно пренебрегаете. То, что Вами написано
выше абзацем -- полнейший бред, это текст из какой-то плохой
коммунистической агитки. Российская Империя была огромной страной, с
очень разными условиями жизни. Не был "при царе весь народ нищ и
оборван". "Качество жизни", говоря по-современному, было разным в
зависимости и от географии, и от личных качеств. Вот, к примеру, те,
кто крепко привык не к "виски и рому", конечно (их тогда в России не
знали, что и к лучшему), а к монопольке -- те вот да, были-таки часто
"нищи и оборваны". И то не всегда. Один из моих предков был
рабочим-полировщиком на Ижевском заводе, специалистом экстра-класса.
Так вот -- он не только не был "нищ и оборван", но жил в очень добротном
собственном доме, получал очень неплохую зарплату, и, несмотря на, увы,
периодические запои этак на недельку, его, вопреки расхожему в
советское время мнению, не только никто не собирался увольнять и вообще
применять какие-то санкции, но к концу той самой недельки его самолично
посещал на дому заводской мастер и вежливо спрашивал -- не пора ли выйти
на работу? И вообще у меня вот среди предков, про тех, что я знаю (до 4
поколения назад) -- большинство были как раз из рабочего сословия (хотя
были и из крестьян, и мещане тоже были). И вот почему-то никто среди
них "нищ и оборван" не был. Никто "всей семьей из одной миски как
свиньи суп из голой капусты" не ел, а ели такую еду, какую теперь Вы,
James, сейчас ни в каком даже ресторане "У Максима" не попробуете. И не
из одной миски, а из нормальной фарфоровой посуды, которая мне по
наследству от моих предков досталась, и по сию пору у меня в посудном
шкафу стоит. С Императорскими двуглавыми орлами. В "рабочих казармах"
никто из них тоже не жил, у всех -- и рабочих с Ижевского завода (ныне
г. Ижевск, в котором я сейчас и живу), и рабочих же из Сарапула (той же
Вятской губернии) были собственные дома. Причём у одного из моих
прадедов в Сарапуле был такой дом построен (личными трудами), что в
советское уже время его менты отобрали -- просто потому, что он им
понравился. Отделение милиции там устроили. У рабочего, замечу,
отобрали. Ворьё, что с них взять... Другому моему прадеду вместе со
всем семейством довелось в Сибири несколько лет пожить (в Тюмени) --  и
вот, как ни странно, там почему-то тоже ну никто никак не хотел "из
одной миски как свиньи суп из голой капусты" есть. Не знали, видимо,
что так им "положено"! Более того, видя, что человек только что приехал
на новое место, да с большим семейством, соседи нанесли им --
совершенно бесплатно! -- кучу продуктов.

И всё это не какие-то исключения -- так жили и другие рабочие Ижевского
завода. Во многих семьях, кстати, не одно поколение на заводе работало.
Потомственные рабочие. Потому, когда большевики в 1918 г. разогнали, как
это у них водилось, советскую власть (поскольку она оказалась
"неправильной"), сопровождая это террором, нашим рабочим это не сильно
понравилось, и они навешали большевикам хороших люлей, организовав
Ижевско-Воткинское восстание. Основной костяк там как раз рабочие
составляли. Крестьяне местные тоже активно участвовали.

JB> Только пельмени лежали навалом во всех магазинах,
JB> ошибка вышла!

James, это есть не что иное, как аберрация зрения, типичная для Хомо
Московикус. В Москве -- да, лежали навалом во всех магазинах. Вот
только в других городах слишком часто было совсем по-другому. Я
постарше Вас, и лично хорошо помню, как с конца 60-х деградировало в
Ижевске снабжение продовольствием. Как исчезали целые категории
продуктов: мясо и мясопродукты в конце-концов исчезли полностью, из рыбы
можно было купить только селёдку и мойву, кондитерские изделия можно
было купить только самые примитивные (это при том, что почти рядом, в
Сарапуле, была своя кондитерская фабрика!) и проч., проч., проч. За
продуктами ездили периодически в другие города -- в Москву, в том числе
(за 1000 км!), Ещё хорошо, что сыр у нас тут оставался в продаже --  в
других городах нередко и его не бывало. И не надо мне писать, что я мог
питаться на рынке -- я не рабочим на оружейной сборке работал, у них
зарплата до 700 р. доходила, -- а сначала простым инженером-математиком
на ПО Ижсталь, а потом простым ассистентом кафедры, после окончания
аспирантуры МГУ, с зарплатой в одном случае 120, а в другом -- 125 рэ в
месяц. На такие деньги питаться только на рынке было нереально. Да и не
всё там можно было купить.

> Я помню как в году 1994 или 95 я пришел в гости к сестре, у них
> оставалось много водки (они почти не употребляют, но когда в 90-91
> выдавали талоны, в основном все их полностью отоваривали), они открыли
> бутылку...
> По квартире сразу распорстранился такой водочный аромат - просто
> сказка!!!

:)

Я равнодушен к алкоголю, могу выпить иногда кружку пива, ну или,
скажем, шампанского на новогодние праздники, не более того. Но когда
был студентом в конце 70-х -- начале 80-х, то принимал участие в
традиционных студенческих "мероприятиях". Так вот, когда я первый раз
на одном из таких "мероприятий" попробовал водку -- первое, что мне
посоветовали -- это её не нюхать. И этот совет был совершенно
правильный! Я не знаю, какого качества была водка при Сталине --
возможно, что вполне качественная, но вот в брежневские времена она
была, как и большинство "рядовых" алкогольных напитков, гадкой. Вы,
James, пожалуй, слишком молоды, чтобы помнить советский алкогольный
фольклор -- поищите, может где-то есть на просторах Сети: и про водку,
и про "Плодово-выгодное" и проч. Хорошее вино производилось -- то же
"Киндзмараули", например,-- только вот "достать" его простому советскому
гражданину, не Хомо Московикус и не причастному к спецраспределителям,
было очень непросто. Как и вообще -- "достать" хорошие продукты.
Пельмени, кстати, упомянутые Вами, были редкостной дрянью (как и все
подобные продукты типа готовых котлет и проч.), я их есть не мог, только
домашние. Вот, скажем, шоколад и дорогие конфеты были очень хорошими,
не то что та дрянь, которая под их видом сейчас продаётся; таких
конфет мои дети, родившиеся все в постсоветское время, уже никогда не
попробуют. Вот только уже в средине-конце 70-х годов мы такие конфеты
привозили из Москвы, купить их здесь было невозможно.

Я понимаю, что Вам сильно понравилась из каких-то соображений, идея о
том, что в советское время было всё супер-пупер. Да, были социальные
гарантии, бесплатное и кое-где отличное (но не во всём и не везде)
среднее и высшее образование, неплохая бесплатная медицина, отличная
оборонная промышленность и много другого хорошего. Только у других
людей, заставших советское время не только в детсадовском и школьном
возрасте, бывают ещё и *несколько иные* воспоминания об этом периоде, не
совпадающие с тем, как это видится Вам.

--
С уважением,
А.В.Коротков,