> man sound
спасибо, читал

еквалайзер железный включил, в хинтах выставил начальные значения, всё работает

не могу добиться чтоб звук из динамиков ноута уходил в наушники при вставке

hw.snd.default_unit
             Default sound card for systems with multiple sound cards.  When
             using devfs(5), the default device for /dev/dsp.  Equivalent to a
             symlink from /dev/dsp to /dev/dsp${hw.snd.default_unit}.

hw.snd.default_unit=0 -- при таком значении получаю звук исключительно в
динамики

hw.snd.default_unit=1 -- при таком исключительно в наушники

если б можно было выгрузкой/загрузкой звукового модуля ядра переключаться между
наушниками-динамиками -- переключался бы -- сколько там тех мучений, пыль...
так ведь нет, только перезагрузка

управление обоими микшерами освоил, на 0 громкости в одном из них пенять нельзя

у меня устройство /dev/dsp одно

некоторые пассы с хинтами в смысле переброса пинов действительно вызывают
клонирование /dev/dsp, но системы уловить не удалось, да и желаемого результата
(переключения между наушниками-динамиками) тоже не принесло

опять таки, если кто-то согласится обдумать всё это и помочь мне настроить
звук, буду очень благодарен