From: Andrei Klimov [mailto:andrei.kli...@gmail.com]
Sent: Saturday, February 24, 2018 12:50 AM
To: refal@botik.ru
Subject: Что такое концепция метасистемных переходов Турчина?

Александр Коновалов задал мне вопрос в личку, но мне кажется, что эта тема
может быть интересна более широкому кругу, и я отвечаю в refal@botik (с его
согласия).

<mailto:a.v.konovalo...@mail.ru> >:

Добрый вечер, Андрей!

Светлая память Турчину!

«Но постепенно происходят те метасистемные переходы и в обществе, и в
технологиях, и в науке, которые он предвидел, хотя часто и в неожиданной форме:
эволюция ведь недетерминирована.»

Прошу прощения, я мало знаком с наследием Турчина («Феномен науки» читал давно,
уже забыл многое, «Инерцию страха» не читал), о каких метасистемных переходах
идёт речь?

Вопрос было неудобно задавать в рассылку, поэтому написал напрямую.

Александр, добрый вечер!

Извините, отвечаю с задержкой: сразу не написал, отложил на потом, а "потом"
затянулось...

Метасистемные переходы - это кванты эволюции, скачки в развитии самых
разнообразных систем, согласно эволюционной теории В.Ф. Турчина. Собственно ей
и посвящена книга "Феномен науки".

Ее текст выставлен на сайте http://refal.net/turchin/phenomenon/

Но читать на экране не все любят. У нас еще есть часть тиража второго издания
2003 года. Если вы предпочитаете бумагу и мы где-то пересечемся, я принесу вам
экземпляр.

В книге последовательно демонстрируется, какие МСП составляют эволюцию живого
мира, человечества, культуры и ее вершины - науки, а среди наук особое внимание
уделяется истории математики: в ней МСП особенно хорошо видны. Тем самым книга
наполняет понятие МСП содержанием через большое количество примеров и
наблюдений, как они происходят и какие в них есть закономерности.

Турчин создал Рефал как инструмент для совершения МСП в науке вообще и в
информатике в частности. Отсюда название первой статьи "Метаалгоритмический
язык" и мотивировка Рефала в ней и последующих статьях. Он говорил, что физикой
дальше заниматься бессмысленно, пока не совершен крупномасштабный МСП в
математике с помощью компьютеров, то есть пока математические и физические
теории (что одно и то же) не стали естественным и легким объектом обработки на
компьютерах в такой степени, чтобы это далеко превзошло возможности людей -
математиков и физиков - по получению следствий из теорий. А без проверки
следствий путем сравнения с экспериментом физика не может развиваться.