спасибо за комментарии
мне важно логически понять, как это все происходит. Потому что с двумя
картами все достаточно просто, а вот с одной, ну как-то все не так
очевидно.

сейчас изучаю большую книгу "Linux Администрирование сетей TCP/IP"
И там найдено то, что скорее всего ведет к решению проблемы.
К любом физическому интерфейсу, например eth0 может быть создан алиас,
например eth0:0
Алиасы называют "логическими интерфейсами". Командой ifconfig
информация об алиасах не выводится - но там есть другие пути.
Алиасы позволяют создавать маршрутизаторы между сетями, которые
подключены к одному физическому интерфейсу.
Большего пока осилить не смог, но вектор уже понятен.
Буду разбираться.
Хотелось бы обойтись без дополнительных сетевых карт (интересен более
сложный случай) и без дополнительных IP (у моего провайдера и за один
статический IP приходится платить-то немало, а второй у него вообще в
услугах не значится).

Maxim Pilipchuk