Кажется, что-то Вы не так делаете... Нет, я не имел ввиду, что "руки..."

Просто за много лет, начиная с 7.04 и до 10.04 альфы все Убунты работали
если не быстрее, то точно так же как свежая, не загаженная не
перегруженная антивирусами-файрволами венда.

Я могу одно предположить - в убунте не используется упреждающее
кэширование так постоянно, как к примеру в 7-ой венде. В 7-ке почти все
что можно грузится в память фоново сразу после загрузки, а потом
производит впечатление быстрой работы софта.
Убунта расходует память по своему, это тюнингуется параметрами ядра.
Если хотите, можно порыть в эту сторону.