У меня как-раз конфигурация как в пункте 2: Unity нормально работала. Но я все равно ее снес, gnome привычнее для меня.

Вероятно это проблема с видеодрайвером: для работы unity нужно 3D-ускорение которое работает только с проприетарным драйвером или nouveau (nvidia).
Иначе, как я понимаю, нужно ставить gnome или unity-2d.