Уважаемые коллеги,

В Татарстане данный проект дошёл до стадии пилотной реализации.
На следующей неделе ожидается первый публичный тендер по "созданию и размещению
многоязычного контента в Википедии", инициируемый региональным ведомством по
содействию инвестициям. Ожидается, что пройдёт на базе
https://goszakupki.tatarstan.ru (CC-BY 4.0), составит приблизительно 1 миллион
рублей и охватит русский и татарский (возможно также английский) языки.

В предыдущем письме от 6 апреля была ссылка с описанием сути проекта
https://w.wiki/M7u , с тех пор были подготовлены:
* базовый тематический список https://w.wiki/Qug
* Проект тех.задания от апреля https://w.wiki/Sau (также см. Приложение по ряду
тем, по которым пока нет элементов Викиданных)

Ниже детальное объяснение, хронология и мои дальнейшие действия.
С уважением,
фархад

--
Farhad Fatkullin - Фархад Фаткуллин http://sikzn.ru/ Тел.+79274158066 /
skype:frhdkazan / Wikipedia:frhdkazan / Wikidata:Q34036417

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан в конце мая получило
разрешение министерства финансов и Президента РТ на использование самого
доступного для них метода (тендер на государственную закупку услуг) для
стимулирования создания и/или развития многоязычного контента в Википедии по
вопросам в их непосредственной зоне ответственности.

19 марта лично встречался и познакомил представителей организации
https://w.wiki/W7c с тем, какая может быть польза регионам от адекватной
описанности их реалий, далее контактировали удалённо.

Партнёры высказали заинтересованность начать работу с привлечения помощи
опытных викимедийцев, а по результатам первого опыта  далее развивать
сотрудничество с российским сообществом Викимедиа в разрезе:
* обучения сотрудников агентства и партнёров,
* рассмотрения возможности программы вики-резидентуры или иного решения для
выполнения аналогичных типов работ,
* поиска способа выделения сообществу Викимедиа целевых грантов для организации
статейных конкурсов (привычный формат для российских и иностранных
викимедийцев, а отдача по количеству и многоязычности генерируемого контента
бывает выше),
* охвате всех значимых тем о Татарстане, что могут быть полезны для
потенциальных инвесторов или участников местных мероприятий, наводящих справки
о республике в Википедии (сначала на ключевых, далее 11 целевых языках).

Опыт оплачиваемой вики-резидентуры и участия опытных викимедийцев в
создании/редактировании контента имеется в разных странах, включая в
государственных учреждениях США, но системного и, тем более, многоязычного
взаимодействия в вопросах создания статей по тематической области на уровне
региона пока не было нигде (тему изучаю давно в рамках проектов "Умный
регион.РФ" https://w.wiki/QXS и шире "Вики-умный мир" https://w.wiki/W7i).
Исходя из этого, с АИР мы договорились, что:
1 проект развиваем поэтапно (первые стадии вероятно охватят только русский и
татарский разделы, максимум попробуют что-то сделать в английском)
2 всё делается публично
3 я обеспечиваю уведомление как российского, так и международного
вики-сообщества на всех этапах (см. список последних действий):
* русскоязычное в Телеграм-каналах ВМРУ https://t.me/wikimediaru/11291 и Чат
русской Википедии, также в чат Викимедиа Россия в Facebook Messenger от
3.07.2020
* англоязычное в Телеграм-каналах https://t.me/WikimediaGeneral/13956 и
https://t.me/WikimediaGeneral/15582 , аналогичное в случае коллег из региона
CEE (Центральная и Восточная Европа)
4 проект тендерной документации АИР готовит во взаимодействии с викимедийцами,
имеющими опыт платного участия, понимающими правила по декларированию возможных
конфликтов интересов и иных применимых правил крупных языковых разделов
Википедии
5 как инициатор и просто хороший знакомый различных сторон проекта, я не
принимаю активного участия в подготовке и участии в первом тендере (во
избежание конфликта интересов),
6 консультирую все стороны и, при необходимости, готов подключиться на этапе
реализации (как жителю Татарстана и России мне важно, чтобы проект сыграл роль
ледокола и привёл к развитию вики-сообщества и активности как в моём, так и
иных регионах страны).

В ходе онлайн-собрания ВМРУ от
https://ru.wikimedia.org/wiki/Собрания/2020-04-02 директор партнёрства Владимир
Владимирович Медейко допустил возможность пробного участия российской
Вики-организации или её членов в региональных гос.закупках.

За помощью в составлении проекта требований (как к материалам, так и к
участникам процесса) я обратился к известным мне викимедийцам, имеющим опыт
оплачиваемого участия и декларирования такового в русскоязычном разделе:
* https://ru.wikinews.org/wiki/Анна_Бирюкова
* https://ru.wikinews.org/wiki/Дмитрий_Ерохин
* https://ru.wikinews.org/wiki/Дмитрий_Рожков
Благодарю их за согласие помочь АИР РТ в подготовке проекта документов на
тендер, очень надеюсь что они сочтут возможным принять участие в дальнейших
стадиях этого процесса. К также известному мне
https://ru.wikinews.org/wiki/Михаил_Грузнов обращаться не стал, т.к. им ещё не
прочитано даже ноябрьское сообщение в Телеграм - но буду приветствовать участие
в проекте как его, так и иных заинтересованных помочь описать реалии Татарстана
по самым строгим требованиям русскоязычного раздела Википедии (перед тем, как
идти в английский и далее везде).

В ходе подготовки выяснилось, что в рамках 44 ФЗ о подобных процедурах
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ , АИР не может включить
требования по квалификации участников аукциона (антимонопольные требования),
поэтому в документах будут прописаны только требования к конечному результату.
С учётом стандартов Википедии, это вызывает определённые опасения по
эффективности тендерного подхода, т.к. у Википедии свои требования по уровню
качества - заказчику это понятно, но российская правовая реалия иного не
позволяет, т.ч. проект разбит на этапы. Кто бы не оказался победителем тендера,
у АИР будет основание ожидать некий объём контента, который можно будет
переработать на последующих стадиях. Выигравшему же в любом случае лучше
постараться, т.к. сам прецедент при любом исходе вероятно попадёт в федеральные
и международные СМИ, и будет далее описан в Википедии.

Заинтересованность в представленности в проектах Викимедиа контента про
Татарстан также высказывают представители регионального Гос.комитета по туризму
(весной была активность в сотрудничестве с АНО Центр развития туризма
https://w.wiki/Pbp , недавно начали взаимодействие с сотрудниками самого
комитета https://w.wiki/VgF).

13 мая я также презентовал эти возможности (https://w.wiki/Qht) на совместном
Расширенном заседании Комитета Московской торгово-промышленной палаты по
развитию сотрудничества деловых землячеств и Национального туристического союза
https://mostpp.ru/guilds_news/budet-li-turizm-posle-covid-eksperty-obsudili-mekhanizmy-vosstanovleniya-turisticheskoy-otrasli/
Руководитель Комитета темой заинтересовался, хотят постепенно продвигать среди
членов — попросил держать его в курсе развития проектов в Татарстане.

18 мая направил письмо с предложением о взаимодействии по направлению GLAM в
министерство культуры РТ https://w.wiki/R7g , но на этом фронте пока никакого
продвижения. Видимо надо сначала показать какие-то "осязаемые" результаты и
лучше, чтобы об этом они услышали от других членов Правительства.

Следующим этапом переведу это сообщение на английский для уведомления
международных коллег-волонтёров через [wikimedia-l] и сотрудников Фонда
Викимедиа, напишу краткие сообщения со ссылками в Телеграм и Facebook, и пойду
уведомлять участников проектов на форумы Сообщества татаро-, русско- и
англоязычных разделов Википедии, Викиданных и Викисклада.