Приветствую, всех.

02.09.2012 12:53, Николай пишет:
1. подскажите пожалуйста, как мне сменить раскладку клавиатуры? при
установке этого не сделал.

То ли в администрировании, то ли в параметрах, есть пункт "клавиатура", там всё нужное найдёте. Касаемо как самой раскладки, так и клавишь для её переключения. Кроме того, на нижней краевой панели, на которую можно перейти по ctrl+alt+tab, есть значок параметров клавиатуры, с которого тоже можно перейти в настройки клавиатуры.

2. как установить синтезатор rhvoice? со стандартным не очень удобно
работать.

Инструкция с тифлокомпа вам не подойдёт, т.к. она как минимум для версии винукс 3.2.1, которая, в свою очередь, основана на версии ubuntu 11.04. Поэтому может быть, можно как-то подключить при помощи речевых серверов, но тут уже пусть более знающие расскажут, т.к. сам я, пользуюсь версией винукс 3.2.1. Эта версия уже относительно старая, но в то же время - новее чем 3.02. Почему так произошло, можете почитать в интернете, т.е. о периодичности выхода дистрибютивов ubuntu.