Интересное письмо, порадовало. А Вы можете представиться? Или просто, "с какой целью интересуетесь"?
Есть материал по истории использования. Это компиляторы, причем в очень  серьезных проектах, когда другие просто не брались, близко не было.
Были имитационные модели процессоров, когда надо было быстро сделать исследовательскую модель на уровне временных диаграмм выполнения команд. Даже медленную.
Аналитические выкладки - отдельная тема, это не мое. Про другие приложения м.б. коллеги скажут, но, по-моему, были далекие от жизни абстракции.
Рабочая реализация есть, это Рефал-2, с очень богатой библиотекой встроенных функций. Она у нас есть, для Линукса.
Что Вы понимаете под серверным интерпретатором? У нас реализация по схеме Сергея Романенко - компиляция и далее интерпретатор языка сборки.
Измеряем скорость по-старинке, в количестве шагов в секунду, т.е. в количестве выполненных конкретизаций в секунду. Пока все. Материалы перешлю, пока на работе, не хочу отвлекаться. Задавайте вопросы.
Л.Эйсымонт