Прошу прощения, не ответил на второй вопрос в письме.

«У каждой версии свои сторонники и блюстители. Или всё-таки придётся в каждую
вникать?»

Лучше сами прочитайте учебники к основным диалектам (Рефал-2, Рефал-5(λ),
Рефал-6, Рефал Плюс) и выберите тот, который Вам интересен.

Ссылка на учебник к Рефалу Плюс на http <http://refal.ru> ://refal.ru кривая.
Правильные ссылки:

 <http://wiki.botik.ru/Refaldevel/RefalPlus>
http://wiki.botik.ru/Refaldevel/RefalPlus
https://pat.keldysh.ru/~roman/doc/2006-Gurin_Romanenko--Yazyk_programmirovaniya_Refal_Plyus--ru.pdf

Документация к Рефалу-5λ пока не готова (и долго не будет готова), поэтому даю
ссылку на презентацию с обзором:

https://github.com/bmstu-iu9/refal-5-lambda/blob/master/doc/Язык%20и%20компилятор%20Рефал-5λ.pdf

В презентации предполагается, что читатель знает Рефал-5.

В общем, изучайте реализации, выбирайте ту, которая Вам больше нравится либо
начинайте писать свою :-).