господа!
спасибо всем откликнувшимся, спасибо тодельное за массу советов. честно
говоря сам не знал о таком большом количестве вариантов настроек xorg.conf.
Проблема решена: уважаемый самсунг, переслав в сервисный центр  плату
монитора, тупо забыл туда вшить прошивку для DVI. в итоге я мог получить
разрешение 2048х... на аналоговом входе, и ТОЛЬКО 1024х768х32 на цифровом.
сходил еще раз в сервис, прошивку залили. там же запустил компакт с убунту и
увидел, что уже установщик мне предлагает 1400х.... разрешение на цифровом
входе.

еще раз спасибо, коллеги, за то, что не прошли мимо.

2007/9/12, tallman <[EMAIL PROTECTED]>:

>  Dmitry Glazov wrote:
>
> Igor Goldenberg пишет:
>
>    А всякие UseEDID не крутили?
>
>      О. Спасибо за намеки куда смотреть... :-)
>
> P.S. Пойду еще раз документацию почитаю.. :-)
>

>    Итак:
> Превый вариант (если моник подключен по DVI):
> Включить в секцию device:
> Option "UseDisplayDevice" "DFP"
> Option "NoBandWidthTest" "true"
> Option "NoPowerConnectorCheck" "true"
> Option "UseEDID" "FALSE
>
> Превый вариант (если моник подключен по DB15):
> Включить в секцию device:
> Option "UseDisplayDevice" "DFP"
> [...]

with best regards, Aliaksei Marchuk