Добрый день, Александр!

«Что касается блоков и, соответственно, области видимости переменных, то блоки
я как раз пока что не принял. Мне кажется, что они сильно усложняют чтение и
понимание чужих программ.»

Многое зависит от форматирования кода. Я встречал программы с блоками и
условиями, которые из-за форматирования разбирать трудно — приходится буквально
распутывать структуру кода. И встречал программы, где, напротив, код читается
легко, т.к. структура из-за форматирования очевидна.

Синтаксис Рефала-2 в этом смысле лучше — её сложнее запутать кривым
форматированием. Синтаксис языка ограничивает возможности запутать. Первое
предложение функции должно начинаться с имени функции, остальные — с пробела.
Длинные предложения разбиваются явным знаком переноса «+» в конце строки. Так
что всё равно поймёшь, где предложение начинается, а где кончается. К тому же
из-за коротких имён переменных сами предложения зачастую оказываются короткими.

«Вообще синтаксической выделение авторекурсии возникло при копировании функций.
Если функция сложная, требуются некоторые дополнительные усилия, чтобы
„вытравить“ из неё использование своего же имени во избежание
трудновылавливаемых ошибок.»

Я подумывал о ключевом слове $REC в связи с необходимостью переименования
функции при рефакторинге. Но потом освоил Vim, в котором удобно аккуратно
переименовывать все вхождения имени (последовательность нажатий клавиш:
*cwНовоеИмя<Escape>n.n.n.n). К тому же Vim умеет автодополнять имена в исходном
файле на любом языке программирования, в том числе и на Рефале. Благодаря
автодополнению вводить одно и то же имя в нескольких рекурсивных вызовах
становится довольно просто.

Теперь я начинаю понимать потребность и смысл кавер-функций и авторекурсии.
Предметная область Вашего диалекта Рефала подразумевает написание шаблонного
кода — когда новый код часто строится путём копирования стандартного шаблона и
внесения в него изменений, характерных для задачи. Реализация не поддерживает
средства, позволяющие вынести общую логику в библиотеку/фреймворк, либо хотя бы
разнести функции по разным пространствам имён (в противном случае можно было
скопировать файл, локальные функции переименовывать не потребовалось бы,
достаточно переименовать entry-функции). И тогда роль группировки различных
функций в одну сущность берёт на себя сама функция — отдельные функции
отображаются в группы предложений-клозы, а для вызова самой себя используется
синтаксический сахар.

Сами клозы, как я понимаю, копировать и переименовывать приходится редко.

Я предпочитаю избегать копирование кода. Если нужно напечатать две похожие
строчки, то я лучше напечатаю вторую строчку вручную, чем скопирую и поправлю.
По своему опыту, когда я копирую кусок кода, то позже обнаруживаю ошибку,
которая оказывается в обеих копиях и обе приходится править.